Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Обычная версия

ШАХМАТНЫЙ ВСЕОБУЧ

I-IV классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Стремительные темпы научно-технического прогресса, неуклонный рост разнообразной научной информации, другие новые тенденции, которые проявляются в жизни общества, оказывают самое непосредственное влияние на педагогическую науку и образовательную практику. В настоящее время в образовательной практике все больше утверждается современное понимание образования как особой сферы общественной жизни, которая предоставляет личности обучающегося возможность развиваться в духовном плане, осваивать ценности национальной и мировой культуры. В числе главных целей национальной системы образования — формирование у подрастающего поколения гуманистических идеалов, ценностных ориентации, взглядов, убеждений. Образовательный процесс сегодня предоставляет обучающимся множество культурных норм, которые могут быть усвоены ими как собственные ценности, адекватные их интересам. Современное образование призвано помочь человеку обрести себя в культуре, сформировать свой культурный облик.

В этих условиях особую актуальность приобретает вариативная часть содержания образования, целью которой является обеспечение развития личности с учетом ее особенностей, интересов и склонностей. Время, отводимое в учебном плане на школьный компонент, при желании обучающихся используется для расширения и углубления осваиваемых знаний и способов деятельности, для факультативных занятий, для саморазвития личности каждого учащегося в соответствии с его способностями и желаниями.

Одним из эффективных средств развития творческих способностей человека издавна считается игра в шахматы. Шахматы — часть общечеловеческой культуры. В них заложен большой педагогический потенциал, поэтому во многих странах они с успехом используются в общем среднем образовании. Анализ опыта работы отечественных и зарубежных педагогов и тренеров подтверждает уникальные возможности шахмат для обучения, развития и воспитания учащихся разного возраста. Социально-педагогическая функция шахмат ориентирована на формирование творческих качеств личности, развитие познавательной активности учащихся, их самостоятельности при принятии оптимальных решений в самых различных ситуациях, требующих повышенного внимания, избирательности в оценке разнообразных факторов, ответственности, высокой культуры и дисциплины мыслительной деятельности.

Целесообразность использования шахмат в учреждениях общего среднего образования хорошо обосновал В. Сухомлинский: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, в которой интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы». Так как интерес к шахматной игре у детей зарождается с самого раннего детства, важно вовремя и профессионально поддержать его.

Программа факультативных занятий «Шахматный всеобуч» предназначена для реализации в I-IV классах учреждений общего среднего образования. Она предусматривает, прежде всего, обучение детей правилам шахматной игры, законам шахматной логики, технике спортивного единоборства; подготовку шахматистов младших разрядов. Содержание программы направлено на формирование логической грамотности младших школьников, развитие у них креативного мышления, расширение понятийной базы, воспитание волевых качеств. Занятия по программе «Шахматный всеобуч» создают благоприятные условия для развития каждого ребенка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям.

Общей методической основой программы является теоретический материал, который изучается на протяжении всех четырех лет занятий в начальной школе, усложняясь с каждым годом. Он позволяет учащимся овладеть определенным объемом знаний и умений, которые подготовят детей к освоению шахматной игры. В ходе усвоения основ игры в шахматы младшие школьники учатся общим и частным способам действий, осуществляют пошаговый самоконтроль и самооценку выполненных действий.

В I классе учащиеся знакомятся с историей развития шахмат, с общими сведениями о шахматной игре, с шахматными фигурами и их назначением, с «языком» шахматных фигур. Занятия по шахматному всеобучу в первом классе направлены на изучение шахматных правил и правил поведения во время игры.

Во II классе знания о шахматных правилах углубляются. Учащиеся получают представление о дебюте и эндшпиле, их законах и принципах.

Программный материал по шахматному всеобучу в III и IV классах предусматривает совершенствование умений и навыков в шахматной игре. Учащиеся знакомятся с шахматным кодексом Международной шахматной федерации (ФИДЕ). Теоретические знания отрабатывают на практике: на занятиях дети решают шахматные задачи, этюды, анализируют типовые позиции. Содержание программы позволяет готовить шахматистов младших разрядов.

Аксиома шахмат, по выражению немецкого ученого Г. Клауса, звучит так: «Точное логическое мышление легче тренировать посредством шахматной игры, нежели использовать для этой цели учебники логики».

Начав обучение 6-летнего ребенка шахматному всеобучу с первых дней пребывания в школе, можно путем систематической и целенаправленной работы не только научить его игре в шахматы, но и раскрыть его потенциальные возможности в спорте высших достижений.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I класс (29 часов)

№ п/п

Тема

Количество часов

   

Теория

Практика

Итого

1

2

3

4

Краткая история развития шахмат в мире и Беларуси

Общие сведения о шахматной игре. Знакомство с полем шахматных фигур

Шахматная нотация. Игра фигурами.

Цель игры в шахматы

Начальная позиция, демаркационная линия доски, королевский фланг,

1

1

1

1

1

1

 

ферзевый фланг, центр

 

1

1

5

Шахматные правила. Особенности короля. Шах. Защита от шаха. Вечный шах. Пат. Мат. Защита от мата. Мат в начале партии. Рокировка. Запись

     
 

партии

2

6

8

6

О правилах поведения во время игры. Язык шахматных фигур. Ходы фигур и пешек. Взятие фигур и пешек. Взятие пешки на проходе. Сравнительная ценность фигур и пешек.

     
 

Нападение, защита, размен

2

8

10

7

Математика шахматной доски. Сим-

     
 

метрия в шахматах

 

1

1

8

Мат различными фигурами. Мат одинокому королю ферзем. Мат двумя ладьями. Мат одной ладьей. Мат двумя слонами. Непосильная задача для коней

 

3

3

9

План шахматной партии. Стадии: дебют, середина (миттельшпиль), эндшпиль.  Элементарные принципы игры в дебюте. Правила дебютной борьбы. Цена шахматного времени. Значение темпа. О праве первого хода, его преимущество. Шахматный

     
 

практикум

1

2

3

II класс (33 часа)

№ п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Итого

1

Мобилизация и факторы пространства. О правильном порядке ходов в дебюте. Взаимодействие между пешками и другими фигурами. Различные методы борьбы за инициативу

 

4

4

2

3

4

5

6

7

Общие сведения о дебютах. Открытые, полуоткрытые, закрытые дебюты

Основные требования к дебютной стадии: расстановка фигур на наиболее выгодных полях, обеспечивающих подвижность; прочная пешечная конфигурация; перевод короля в безопасное место; создание условий для борьбы за инициативу; позиционное преимущество

Законы дебюта. Три главных принципа: центр, мобилизация, защита

Законы миттельшпиля. Связка, двойной удар. Отвлечение и завлечение

Ловушки, атака на пешечное прикрытие короля, матовые темы, простые маты, защита

Законы эндшпиля. Как реализовать материальный перевес. Правило квадрата.  «Золотое»  правило оппозиции. Преимущество в пространстве. Пешечная фаланга. Крайняя пешка. Отдаленная проходная пешка. Защищенная проходная пешка. Прорыв  «Треугольник». Игра на два фланга. Помеха. Цугцванг. Отталкивание. Обход. Подрыв. Мост. Атака ладьей с фронта. Позиция Филидора. Многопешечные окончания. Знакомство с открытыми дебютами

1

1

2

2

4

3

5

4

7

3

5

3

5

4

9

III класс (34 часа)

Тема

Количество часов

п/п

Теория

Практика

Итого

1

Законы эндшпиля. Ошибки в эндшпиле. Активность короля.  «Хорошие» и  «плохие» слоны. Ладейные окончания. Пешечные окончания, цугцванг. Игра на пат. Легкофигурные окончания. Ферзевые окончания. Переход в эндшпиль с целью реализации материального преимущества.

Переход в эндшпиль с целью обороны. Типичные проблемы при переходе в эндшпиль

Тактика «Матовая сеть». Мат на последней горизонтали. Мат ферзем. Связка. Открытое нападение. Двойной удар. Продвижение пешек с темпом. Промежуточный ход. Прямые и косвенные угрозы королю.   Шахматные задачи, этюды

Комбинация. Жертва. Основные понятия о комбинации и жертве. Позиционные жертвы. Стратегические жертвы. Мнимые жертвы. Матовые жертвы. Психология. Шахматный практикум. Знакомство с полуоткрытыми дебютами

2

10

12

10

12

12

10

IV класс (34 часа)

№ п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Итого

1

2

3

4

5

Связка, двойной удар. Отвлечение и завлечение. Борьба за центр. Решение задач, этюдов, типовых позиций. Анализ типовых позиций и сыгранных партий. Шахматный кодекс ФИДЕ. Шахматный практикум

Комбинация. Понятие о комбинации. Комбинации и различные комбинационные ловушки в дебюте. Комбинации в миттельшпиле. Патовые комбинации. Коневые и пешечные вилки. Спертый мат. Отвлечение и связка. Связка по горизонтали. Связка по вертикали. Связка по диагонали. Сочетание разных идей

Эвакуация короля. Упрощение позиции и выгодный переход в эндшпиль

Методы шахматной борьбы. Атака. Атака на короля в центре. Атака при рокировке. Атака в центре и на ферзевом фланге. Пассивная защита. Активная защита. Тактические удары. Контратака. Контрудар в центре. Лучшая защита — нападение

Конкурсы по решению задач, этюдов. Анализ типовых позиций, сыгранных партий

2

1

8

10

2

8

3

10

10

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I класс (29 часов)

№ п/п

Тема

Количество часов

   

Теория

Практика

Итого

1

2

3

4

Краткая история развития шахмат в мире и Беларуси

Общие сведения о шахматной игре. Знакомство с полем шахматных фигур

Шахматная нотация. Игра фигурами.

Цель игры в шахматы

Начальная позиция, демаркационная линия доски, королевский фланг,

1

1

1

1

1

1

 

ферзевый фланг, центр

 

1

1

5

Шахматные правила. Особенности короля. Шах. Защита от шаха. Вечный шах. Пат. Мат. Защита от мата. Мат в начале партии. Рокировка. Запись

     
 

партии

2

6

8

6

О правилах поведения во время игры. Язык шахматных фигур. Ходы фигур и пешек. Взятие фигур и пешек. Взятие пешки на проходе. Сравнительная ценность фигур и пешек.

     
 

Нападение, защита, размен

2

8

10

7

Математика шахматной доски. Сим-

     
 

метрия в шахматах

 

1

1

8

Мат различными фигурами. Мат одинокому королю ферзем. Мат двумя ладьями. Мат одной ладьей. Мат двумя слонами. Непосильная задача для коней

 

3

3

9

План шахматной партии. Стадии: дебют, середина (миттельшпиль), эндшпиль.  Элементарные принципы игры в дебюте. Правила дебютной борьбы. Цена шахматного времени. Значение темпа. О праве первого хода, его преимущество. Шахматный

     
 

практикум

1

2

3

II класс (33 часа)

№ п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Итого

1

Мобилизация и факторы пространства. О правильном порядке ходов в дебюте. Взаимодействие между пешками и другими фигурами. Различные методы борьбы за инициативу

 

4

4

2

3

4

5

6

7

Общие сведения о дебютах. Открытые, полуоткрытые, закрытые дебюты

Основные требования к дебютной стадии: расстановка фигур на наиболее выгодных полях, обеспечивающих подвижность; прочная пешечная конфигурация; перевод короля в безопасное место; создание условий для борьбы за инициативу; позиционное преимущество

Законы дебюта. Три главных принципа: центр, мобилизация, защита

Законы миттельшпиля. Связка, двойной удар. Отвлечение и завлечение

Ловушки, атака на пешечное прикрытие короля, матовые темы, простые маты, защита

Законы эндшпиля. Как реализовать материальный перевес. Правило квадрата.  «Золотое»  правило оппозиции. Преимущество в пространстве. Пешечная фаланга. Крайняя пешка. Отдаленная проходная пешка. Защищенная проходная пешка. Прорыв  «Треугольник». Игра на два фланга. Помеха. Цугцванг. Отталкивание. Обход. Подрыв. Мост. Атака ладьей с фронта. Позиция Филидора. Многопешечные окончания. Знакомство с открытыми дебютами

1

1

2

2

4

3

5

4

7

3

5

3

5

4

9

III класс (34 часа)

Тема

Количество часов

п/п

Теория

Практика

Итого

1

Законы эндшпиля. Ошибки в эндшпиле. Активность короля.  «Хорошие» и  «плохие» слоны. Ладейные окончания. Пешечные окончания, цугцванг. Игра на пат. Легкофигурные окончания. Ферзевые окончания. Переход в эндшпиль с целью реализации материального преимущества.

Переход в эндшпиль с целью обороны. Типичные проблемы при переходе в эндшпиль

Тактика «Матовая сеть». Мат на последней горизонтали. Мат ферзем. Связка. Открытое нападение. Двойной удар. Продвижение пешек с темпом. Промежуточный ход. Прямые и косвенные угрозы королю.   Шахматные задачи, этюды

Комбинация. Жертва. Основные понятия о комбинации и жертве. Позиционные жертвы. Стратегические жертвы. Мнимые жертвы. Матовые жертвы. Психология. Шахматный практикум. Знакомство с полуоткрытыми дебютами

2

10

12

10

12

12

10

IV класс (34 часа)

№ п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Итого

1

2

3

4

5

Связка, двойной удар. Отвлечение и завлечение. Борьба за центр. Решение задач, этюдов, типовых позиций. Анализ типовых позиций и сыгранных партий. Шахматный кодекс ФИДЕ. Шахматный практикум

Комбинация. Понятие о комбинации. Комбинации и различные комбинационные ловушки в дебюте. Комбинации в миттельшпиле. Патовые комбинации. Коневые и пешечные вилки. Спертый мат. Отвлечение и связка. Связка по горизонтали. Связка по вертикали. Связка по диагонали. Сочетание разных идей

Эвакуация короля. Упрощение позиции и выгодный переход в эндшпиль

Методы шахматной борьбы. Атака. Атака на короля в центре. Атака при рокировке. Атака в центре и на ферзевом фланге. Пассивная защита. Активная защита. Тактические удары. Контратака. Контрудар в центре. Лучшая защита — нападение

Конкурсы по решению задач, этюдов. Анализ типовых позиций, сыгранных партий

2

1

8

10

2

8

3

10

10