Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Обычная версия

Целью учебного предмета «Физическая культура и здоровье» на всех уровнях его изучения в I-XI классах является формирование физической культуры личности и на этой основе оздоровление учащихся.

Основными задачами обучения учебному предмету «Физическая культура и здоровье» являются:

формирование убеждения в необходимости ведения здорового образа жизни;

формирование двигательных умений и навыков, способов деятельности, составляющих содержание изучаемых видов спорта и спортивных игр;

содействие развитию отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих как к ценности; потребности в здоровом образе жизни, физкультурно-оздоровительной и спортивной активности; координационных и кондиционных способностей учащихся;

освоение навыков здорового образа жизни; содействие укреплению здоровья учащихся, разностороннему физическому развитию;

профилактика заболеваний, стрессовых состояний средствами физической культуры.

Кроме нормативных правовых актов, указанных в разделе II общей части данного инструктивно-методического письма, при организации и проведении учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:

Закон Республики Беларусь от 04.01.2014 «О физической культуре и спорте»;

постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16.12.2013 № 127 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования к устройству и эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений», признании утратившими силу постановления Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 8 ноября 2006 г. № 134, отдельного структурного элемента постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 ноября 2011 г. № 111»;

постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.09.2009 № 105 «Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к устройству, оборудованию и эксплуатации плавательных бассейнов и аквапарков» и о признании утратившим силу постановления Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 31 декабря 2002 г. № 167 «Об утверждении санитарных правил и норм 2.1.2.10-39-2002 «Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды плавательных бассейнов»;

постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.07.2010 № 92 «Об установлении форм «Медицинская справка о состоянии здоровья», «Выписка из медицинских документов» и утверждении Инструкции о порядке их заполнения»;

постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.06.2014 № 38 «Об утверждении Инструкции о порядке распределения обучающихся в основную, подготовительную, специальную медицинскую группы, группу лечебной физической культуры»;

постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.06.2014 № 49 «Об установлении перечня медицинских противопоказаний к занятию видами спорта и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 мая 2011 г. № 47»;

постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 02.07.2014 № 16 «Об утверждении Положения о Государственном физкультурно-оздоровительном комплексе Республики Беларусь и признании утратившим силу постановления Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 24 июня 2008 г. № 17»;

постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 06.10.2014 № 61 «Об утверждении правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом».

В 2017/2018 учебном году в процессе обучения учебному предмету «Физическая культура и здоровье» используются следующие учебные программы:

I– III классы:

Учебные программы для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания. Физическая культура и здоровье. I–III классы. – Минск: Национальный институт образования, 2017;

IV класс:

Вучэбная праграма для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання. Фізічная культура і здароўе. I–IV класы. – Мінск: НІА, 2012;

Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. Физическая культура и здоровье. I–IV классы. – Минск: НИО, 2012;

V–IX классы:

Учебные программы для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания. Физическая культура и здоровье. V–IX классы. – Минск: Национальный институт образования, 2017;

Фізічная культура і здароўе. VІІ клас // Зборнік вучэбных праграм для VІІ класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2017;

Физическая культура и здоровье. VІІ класс // Сборник учебных программ для VІІ класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. – Минск: Национальный институт образования, 2017;

X–XI классы:

Учебные программы для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания. Физическая культура и здоровье. X–XI классы. – Минск: Национальный институт образования, 2017;

для специальных медицинских групп:

Учебная программа для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания. Физическая культура и здоровье для специальных медицинских групп. I–XI классы. – Минск: Национальный институт образования, 2017.

Учебные программы размещены на национальном образовательном портале http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2017/2018 учебный год / Учебные предметы. I–IV классы, Учебные предметы. V–XI классы. Физическая культура и здоровье.

Учителю предоставляется право изменять последовательность изучения разделов учебных программ, а также использовать по своему усмотрению содержание и часы вариативного компонента.

Ежегодно до 1 сентября на основании медицинских справок о состоянии здоровья, выданных организациями здравоохранения в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, приказом руководителя учреждения общего среднего образования учащиеся распределяются на медицинские группы для учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», занятий «Час здоровья и спорта»: основную, подготовительную, специальную (далее – СМГ), лечебной физкультуры (далее – ЛФК).

Учащиеся, не прошедшие медицинское обследование, присутствуют на уроках по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», занятиях «Час здоровья и спорта», но к практическому выполнению заданий (двигательной активности) не допускаются. Учащиеся допускаются к учебным занятиям по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», к спортивно-массовым, физкультурно-оздоровительным мероприятиям только в спортивной одежде и обуви (пункт 113 Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206 (далее СанПиН)).

Деление класса на группы при изучении учебного предмета «Физическая культура и здоровье» в X–XI классах осуществляется в соответствии с пунктами 54 и 57 Положения об учреждении общего среднего образования. При наличии возможности проведения уроков по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» отдельно для мальчиков (юношей), девочек (девушек) в других классах (I-IX) по решению отдела (управления) образования, спорта и туризма местного исполнительного и распорядительного органа, согласованному с финансовым управлением (отделом) данного местного исполнительного и распорядительного органа, указанные классы также делятся на соответствующие группы.

К 2017/2018 учебному году издано примерное календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» для I–IV, V–XI классов (Минск: Национальный институт образования, Аверсэв, 2017). Примерное календарно-тематическое планирование размещено на национальном образовательном портале

http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2017/2018 учебный год / Учебные предметы. I–IV классы, Учебные предметы. V–XI классы. Физическая культура и здоровье.

В календарно-тематическом планировании предлагается примерное распределение учебных часов по темам. Учитель имеет право в пределах учебных часов, отведенных на изучение учебного предмета, вносить в календарно-тематическое планирование изменения с учетом особенностей класса, учебно-материальной базы и наличия спортивного инвентаря, а также разрабатывать собственное календарно-тематическое планирование.

С целью осуществления планирования образовательного процесса по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» учитель ведет следующую плановую документацию:

годовой план-график распределения учебного материала                        (V-XI классы);

календарно-тематическое планирование учебного материала;

поурочное (текущее) планирование учебного материала (планы-конспекты).

Структурными элементами поурочного (текущего) планирования должны быть: задачи, соответствующие этапам формирования двигательных умений и навыков; упражнения (комплексы упражнений) для формирования двигательных умений и навыков; перечень используемых на учебном занятии оборудования и инвентаря, методов проведения учебного занятия; организационно-методические указания и др.

Годовой план-график распределения учебного материала                          (V-XI классы) и календарно-тематическое планирование учебного материала согласовываются членом администрации, курирующим учебный предмет «Физическая культура и здоровье», утверждаются директором учреждения общего среднего образования, хранятся в течение всего учебного года в учреждении образования у учителя, который проводит учебные занятия по учебному предмету «Физическая культура и здоровье».

Обращаем внимание, что в обновленных в 2017 году учебных программах по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» сохранены часы на обучение плаванию. Вариативной частью учебной программы по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»               в I-II классах учреждений общего среднего образования на обучение плаванию предусмотрено до 16 часов, в III-ХІ классах – до 24 часов (при наличии условий за счет раздела «Умения, навыки, способы действий»).

В соответствии с частью второй пункта 1 Комплекса мер по совершенствованию системы подготовки спортивного резерва, утвержденного Министерством спорта и туризма Республики Беларусь 30.09.2015, целесообразно обеспечить проведение уроков по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» на I ступени общего среднего образования учителями физической культуры (имеющими соответствующее образование по направлениям специальностей физической культуры и спорта).

В целях создания условий для организации спортивной подготовки одаренных в спорте учащихся в учреждениях общего среднего образования по инициативе руководителей специализированных учебно-спортивных учреждений могут создаваться специализированные по спорту классы. Порядок создания и организации работы указанных классов регламентируется Положением о специализированных по спорту классах, утвержденным постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, Министерства обороны Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь от 08.07.2014 № 18/23/97.

Для проведения факультативных занятий спортивной направленности в I–XI классах используются учебные программы факультативных занятий, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь. Учебные программы факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале

http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2017/2018 учебный год / Учебные предметы. I–IV классы, Учебные предметы. V–XI классы. Физическая культура и здоровье

и сайте учреждения «Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов» (http://www.sporteducation.by / Физическая культура / Учебно-методический комплекс).

Обращаем внимание на особенности организации учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье». Учебные занятия должны включать в себя подготовительную, основную и заключительную части.

Продолжительность подготовительной части урока составляет 5-15 минут. Во время подготовительной части осуществляется постановка задач на урок, регулировка эмоционального состояния учащихся, психологическая настройка на предстоящую работу, подготовка организма учащихся (центральной нервной, сердечно-сосудистой системы, вегетативных функций, опорно-двигательного аппарата) для наиболее успешного решения задач основной части урока и достижения максимального оздоровительного эффекта. Рекомендуется использовать строевые упражнения, различные виды ходьбы, бега, прыжков, общеразвивающих упражнений как без предметов, так и с раздаточным инвентарем, подвижные игры низкой и средней интенсивности.

Основная часть, как правило, длится 25-35 минут. Задачами данной части урока являются формирование у учащихся физкультурных знаний, двигательных умений и навыков (обучение правильной технике выполнения упражнений); развитие двигательных способностей (силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости); воспитание морально-волевых качеств (трудолюбия, смелости, решительности, взаимопомощи и др.); обучение умению применять приобретенные навыки и качества в условиях жизни, спортивной и трудовой деятельности. При проведении основной части урока рекомендуется использовать общеподготовительные, специально-подготовительные и соревновательные упражнения избранного вида спорта, спортивные, подвижные и народные игры.

Заключительная часть предполагает постепенное приведение организма учащихся в относительно спокойное состояние (снятие физической и психической напряженности), подготовку учащихся к последующей за уроком деятельности (организация внимания, дисциплины, собранности, напоминание о санитарно-гигиенических требованиях и т.п.), организованное завершение занятия, подведение итогов, домашнее задание, установку на следующий урок.

В соответствии с пунктом 116 СанПиН, медицинский работник совместно с руководителем учреждения образования или его заместителем не реже одного раза в месяц осуществляет контроль за организацией и проведением всех форм физического воспитания учащихся.

Особенности организации и проведения занятия «Час здоровья и спорта»

Занятия «Час здоровья и спорта» являются обязательными для всех учащихся I-XI классов учреждений общего среднего образования (кроме учащихся специализированных по спорту классов). Данные занятия планируются и проводятся за счет учебных часов, предусмотренных в типовом учебном плане общего среднего образования на проведение факультативных занятий. Проведение занятий «Час здоровья и спорта» включается в учебную нагрузку учителя.

Учебный час, выделяемый на проведение часа здоровья и спорта, не учитывается при определении максимальной допустимой нагрузки на одного учащегося.

Занятие «Час здоровья и спорта» вносится в расписание учебных занятий учреждения общего среднего образования (если проводится в понедельник–пятницу) или в расписание факультативных занятий (если проводится в субботу). Если занятие «Час здоровья и спорта» внесено в расписание учебных занятий учреждения общего среднего образования, учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к СМГ, группе ЛФК, а также временно освобожденные от учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», обязаны присутствовать на нем. Если занятие внесено в расписание факультативных занятий, то его посещение учащимися, отнесенными к вышеуказанным категориям, необязательно.

На посещение занятия «Час здоровья и спорта» заявления законных представителей учащихся не требуется.

К проведению занятия «Час здоровья и спорта» предъявляются такие же организационные, педагогические, санитарно-гигиенические требования, как и к проведению урока по учебному предмету «Физическая культура и здоровье». При этом сохраняется тот же порядок разработки и утверждения программно-планирующей документации.

По своему содержанию занятия «Час здоровья и спорта» являются продолжением учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье». Поэтому при их планировании и проведении рекомендуется использовать:

− учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения и воспитания по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» в каждом классе соответственно;

− учебные программы факультативных занятий физкультурно-спортивной направленности, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь;

− программно-методические материалы по вопросам организации и проведения учебного занятия «Час здоровья и спорта», включающие перечень и содержание подвижных игр учащихся для I-IV классов, разработанные Министерством образования Республики Беларусь и учреждением «Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов»;

− программно-методические материалы по вопросам организации и проведения учебного занятия «Час здоровья и спорта», включающие перечень и содержание спортивных игр (футбол, баскетбол, волейбол, гандбол) для учащихся V-XI классов, разработанные Министерством образования Республики Беларусь и учреждением «Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов» http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2017/2018 учебный год / Учебные предметы. I–IV классы, Учебные предметы. V–XI классы. Физическая культура и здоровье.

При выборе содержательного наполнения часа здоровья и спорта  в V–XI классах количество и перечень изучаемых видов спорта не регламентируется. Например, в I и IV четвертях учебного года можно обучать учащихся элементам игры в футбол или волейбол, а во II и III четвертях – в баскетбол, гандбол или элементам аэробики и атлетической гимнастики.

На занятиях «Час здоровья и спорта» отметки не выставляются.

Некоторые особенности ведения классного журнала

Запись учебного материала в графе «Содержание учебных занятий» должна соответствовать одной или нескольким образовательным задачам учебного занятия, быть краткой и лаконичной. Допускается делать сокращения в словах.

Учащимся, временно освобожденным от занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», в классном журнале делается краткая запись «осв. до … » (в соответствии с датой в медицинской справке).

Изучение каждого раздела учебной программы должно начинаться с обучения учащихся правилам безопасного поведения на уроке с учетом изучаемого материала, о чем в классном журнале делается соответствующая запись. Например:

ОПБ на уроках л/атл.;

ОПБ на уроках спортигр.

На первом уроке по каждому разделу учебной программы в графе «Содержание учебных занятий» следует указывать вид спорта. Например:

Гимнастика. Два кувырка вперед слитно;

Л/атл. Низкий старт. Бег 60 м.

Последующие записи содержания уроков производятся без указания вида спорта.

Домашнее задание рекомендуется задавать учащимся по усмотрению учителя в индивидуальном порядке.

Домашние задания по своей направленности могут быть трех видов:

задания, связанные с освоением техники отдельных упражнений или комплексов упражнений;

задания, связанные с развитием одного или нескольких физических качеств;

задания, связанные с самостоятельным усвоением теоретических сведений.

В зависимости от вида задания сроки, на которые они задаются, могут составлять от одной-двух недель (первый и третий виды) до одного-двух месяцев (второй вид). Содержание домашних заданий должно соответствовать требованиям учебных программ.

Учет проведенных занятий «Час здоровья и спорта» и их посещаемость учащимися ведется в классных журналах на страницах учебного предмета «Физическая культура и здоровье» в соответствии с указаниями по его заполнению. На левой странице классного журнала указывается дата проведения занятия «Час здоровья и спорта». При отсутствии учащегося на занятии вносится запись «н». На правой странице журнала в графе «Содержание учебного материала», сначала делается запись «ЧЗС» и далее записываются задачи занятия.

Несмотря на то, что при проведении занятий «Час здоровья и спорта» в X-XI классах не осуществляется деление на группы, запись в классных журналах делается дважды – в группе юношей и группе девушек. При этом в одной из групп занятие записывается с датой проведения, а во второй группе – без указания даты.

Учащиеся I–XI классов, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе в первой и последней четвертях учебного года выполняют тестовые упражнения для определения уровня физической подготовленности (кроме учащихся I класса в I четверти).

Показатели уровня физической подготовленности учащихся заносятся учителем, который преподает учебный предмет «Физическая культура и здоровье», на страницы в конце классного журнала. Первая страница должна быть заполнена до 15 октября, вторая страница – не позднее последней учебной недели учебного года.

Учащимся, освобожденным по состоянию здоровья от выполнения одного или нескольких тестовых упражнений, в графе «результат» делается запись «осв.», то есть «освобожден(а)», а графа «уровень» (I ступень общего среднего образования), «отметка» (II, III ступени общего среднего образования) остается незаполненной. У учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной группе, СМГ, ЛФК и освобожденных от занятий физической культурой по состоянию здоровья, все графы остаются незаполненными.

На I ступени общего среднего образования итоговый уровень физической подготовленности учащихся не определяется. Результаты каждого из шести тестовых упражнений и соответствующий им уровень развития отдельных физических качеств (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий) заносятся учителем в классный журнал в соответствующие графы.

Учащимся V-XI классов предоставлено право самостоятельно выбирать тестовые упражнения для определения уровня физической подготовленности из предложенных в учебной программе. В конце журнала тем учащимся, которые выполнили все тестовые упражнения, в классный журнал записывается словесная и цифровая отметки уровня физической подготовленности.

Таблица

Оценка уровня физической подготовленности

учащихся учреждений общего среднего образования

 

Уровень физической подготовленности          Средний балл Соответствие

10-балльной шкале

Низкий                0,4 и менее       0

0,5–1,4 1

1,5–2,4 2

Ниже среднего               2,5–3,4 3

3,5–4,4 4

Средний             4,5–5,4 5

5,5–6,4 6

Выше среднего              6,5–7,4 7

7,5–8,4 8

Высокий             8,5–9,4 9

9,5–10  10

Учащимся, не выполнившим одно или несколько тестовых упражнений, словесная отметка за уровень физической подготовленности не выставляется.

В V–VIII классах уровень физической подготовленности учащихся определяется и заносится в классный журнал, но не учитывается при проведении промежуточной и итоговой аттестации.

В классных журналах V–XI классов в каждой четверти перед отметкой за четверть без указания даты проведения учебного занятия учащимся выставляются отметки за освоение содержания разделов учебной программы «Знания», «Основы видов спорта», «Домашние задания». В IX-XI классах в I и IV четвертях к вышеуказанным разделам добавляется раздел «Уровень физической подготовленности».

Аттестация учащихся

Аттестация учащихся по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» осуществляется в соответствии с Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования.

Аттестация учащихся I-IV классов по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» проводится на содержательно-оценочной основе, которая предусматривает словесную оценку результатов учебных достижений учащихся без выставления отметок в баллах.

Учащиеся V-XI классов при освоении содержания учебных программ по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию.

Результаты текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся V-XI классов оцениваются отметками в баллах по 10-балльной шкале, отметками «зачтено», «не зачтено», «не аттестован(а)», или делается запись «освобожден(а)». Положительными являются отметки от «1» (одного) до «10» (десяти) баллов, «зачтено» и запись «освобожден(а)».

При изучении раздела «Основы видов спорта» оцениваются не только результаты, но и процесс формирования двигательных умений и навыков (освоение учащимися техники физических упражнений). Отметка может выставляться как за законченное упражнение, так и за отдельные его элементы.

Промежуточная аттестация учащихся выражается в выставлении отметок за четверть с учетом результатов текущей аттестации.

При проведении промежуточной и итоговой аттестации по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к СМГ и группе ЛФК, аттестуются в форме «зачтено», «не зачтено», «не аттестован(а)». Учащимся, которые по состоянию здоровья временно или постоянно освобождены от учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», за четверть (год) вносится запись «освобожден(а)».

Итоговая аттестация проводится по завершении учебного года и выражается в выставлении отметки за год как среднего арифметического отметок по четвертям, при этом в каждом отдельном случае вопрос необходимо решать в пользу учащегося.

Требования к организации учебных занятий с учащимися подготовительной медицинской группы, СМГ, группы ЛФК.

Учебные занятия по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к подготовительной группе, проводятся вместе с учащимися основной группы согласно рекомендациям медицинского работника.

В соответствии с пунктом 6 Инструкции о порядке распределения обучающихся в основную, подготовительную, специальную медицинскую группы, группу лечебной физической культуры, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.06.2014 № 38 (далее – Инструкция), в подготовительную группу для занятий физической культурой и спортом распределяются обучающиеся с дисгармоничным физическим развитием и (или) отстающие от сверстников в физической подготовленности, без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья.

Обучающиеся в подготовительной группе допускаются к учебным занятиям по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» согласно рекомендациям врача-специалиста при условии постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений.

К занятиям в кружках, секциях, группах по спортивным интересам, клубах по физической культуре и спорту, подготовке и участию в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, спортивных соревнованиях обучающиеся, относящиеся к данной группе, допускаются индивидуально после дополнительного медицинского осмотра и (или) обследования.

Указанный пункт Инструкции не содержит нормы о допуске обучающихся, относящихся по состоянию здоровья к подготовительной группе, к подготовке и сдаче нормативов по физической подготовке.

Таким образом, учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной группе, выполняют требования учебных программ с учетом медицинских показаний и противопоказаний и не допускаются к подготовке и сдаче нормативов по физической подготовке. Указанные исключения не должны влиять на итоговую отметку.

Учебные занятия по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к СМГ, проводятся учителями физической культуры, прошедшими специальную подготовку на курсах повышения квалификации.

Учебные занятия с учащимися СМГ должны быть организованы с начала учебного года. Недопустимо объединять учебные занятия СМГ или проводить их два дня подряд.

Комплектование СМГ на начало учебного года проводится медицинским работником на основании результатов медицинского обследования учащихся.

Обращаем внимание, что постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.05.2017 № 35 внесены изменения в СанПиН в части наполняемости СМГ. Данным постановлением снимается ограничение по минимальной наполняемости СМГ. Согласно пункту 114 СанПиН наполняемость специальной группы должна быть не более 12 учащихся. Учебные занятия с учащимися СМГ могут планироваться в расписании учебного дня до или после учебных занятий. Однако считаем целесообразным проводить занятий СМГ одновременно с учебными занятиями по учебному предмету «Физическая культура и здоровье». Например, один учитель проводит учебное занятие с учащимися класса по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», а другой – учебное занятие с учащимися СМГ этого же класса.

Количество и списочный состав СМГ на начало каждого полугодия утверждается приказом директора учреждения образования на основании сведений, представляемых медицинским работником. Часы, отведенные на проведение учебных занятий с учащимися СМГ, входят в объем учебной нагрузки учителя физической культуры. В соответствии с пунктом 77 Положения об учреждении общего среднего образования при разработке учебного плана учреждения, реализующего образовательные программы общего среднего образования, общее количество учебных часов, финансируемых из республиканского и (или) местных бюджетов, увеличивается учредителем на проведение учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» с учащимися, которые по состоянию здоровья отнесены к СМГ. На одну группу выделяется 2 учебных часа в неделю.

Учет занятий с учащимися СМГ ведется в классном журнале любого класса на страницах, отведенных для факультативных занятий. Все записи делаются в соответствии с указаниями по ведению классного журнала. При отсутствии учащихся на занятиях СМГ в журнал вносится запись «н».

Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к группе ЛФК, должны проводиться медицинским работником, прошедшим подготовку по лечебной физической культуре, в оборудованных для этих целей помещениях организаций здравоохранения или учреждений образования.

В классном журнале напротив фамилий учащихся, которые отнесены по состоянию здоровья к СМГ, группе ЛФК или освобождены от учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», в клетках для отметок делается запись «СМГ», «ЛФК» или «осв.» соответственно.

Учащимся, полностью освобожденным по состоянию здоровья от учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», в классном журнале в графах для четвертных, годовых отметок вносится запись «осв.».

У каждого учителя, который проводит занятия в СМГ, должны быть следующие документы по планированию учебного материала:  календарно-тематическое планирование; планы-конспекты учебных занятий. Календарно-тематическое планирование учебного материала утверждается директором учреждения образования и должно храниться в учреждении образования у учителя, который проводит занятия по СМГ, в течение всего учебного года.

Для повышения уровня информированности учащихся и их родителей по вопросам организации образовательного процесса по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», пропаганды физической культуры и спорта в учреждениях общего образования следует оформлять следующие стенды наглядной агитации:

правила безопасности проведения занятий физической культурой и спортом; «Олимпийский уголок»; нормативы и требования на получение значков «Олимпийские надежды», «Спортивная смена», «Физкультурник Беларуси» Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь; 10-балльные шкалы оценки учебных нормативов по освоению умений, навыков; календарный план физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий на учебный год; экран хода круглогодичной спартакиады учреждения образования; лучшие спортсмены учреждения образования.

Обращаем внимание, что перечень учебных изданий, в том числе электронных, методических материалов, рекомендуемых для использования в образовательном процессе, размещен на национальном образовательном портале (http://www.adu.by).

Организация методической работы с учителями. В целях повышения качества образовательного процесса в 2017/2018 учебном году, сохранения здоровья учащихся средствами физической культуры и спорта, повышения эффективности образовательного процесса, создания и обеспечения безопасных условий для занятий физической культурой и спортом рекомендуем включить в планы работы методических объединений учителей физической культуры на 2017/2018 учебный год следующие вопросы:

нормативное правовое, учебно-методическое обеспечение физического воспитания учащихся учреждений общего среднего образования;

особенности организации и проведения занятия «Час здоровья и спорта»;

требования к мерам безопасности при организации образовательного процесса по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»;

использование компьютерных технологий и электронных средств обучения в работе учителя физической культуры и руководителя физического воспитания;

планирование и организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с учащимися в шестой школьный день;

преемственность в физическом воспитании учащихся первой, второй и третьей ступени общего среднего образования;

туризм в физическом воспитании как активный метод формирования здорового образа жизни учащихся.

Дополнительную информацию об организации физического воспитания учащихся, оперативные сведения об итогах проведения республиканских физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, участии белорусских школьников в международных спортивных соревнованиях можно найти на сайте учреждения «Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов» (http://www.sporteducation.by).