Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания взрослым, сразу правильно произносить большинство звуков он не умеет.
Это так называемый физиологический период возрастного косноязычия. Чем раньше родители обращают внимание на звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения, они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение. Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоциональной сферы.
Предлагаем ряд упражнений на развитие фонематического слуха
и речевой моторики.
1. Развитие фонематического слуха. Повторяйте слова парами:
жар — шар
Саша — сажа
накал — шакал
бык — шик
дар — шар
мыло — шило
сутки — шутки
миска — мишка
крыса — крышка
топот — шепот
стык – штык
споры — шпоры
2. Развитие речевой моторики:
а) высовывайте язык наружу «лопатой» (бя-бя, мя-мя);
б) высовывайте язык «жалом»;
в) присасывайте спинку языка к нёбу сначала при закрытых челюстях,
а затем при раскрытых («лошадка»);
г) присасывайте язык без отрыва от нёба с раскрыванием и закрыванием
рта (кончик языка касается верхней десны —«гармошка»);
д) кончик языка подводите под верхнюю губу и со щелканьем отрывайте,
втягивайте вниз – назад.
Звуки [ш] и [ж] — упражнения:
а) для губ: округлить губы и вытянуть вперед, как при звуке [о].
Углы губ при этом не должны соприкасаться. Губы не закрывают зубов.
Расслабить губы и повторить 5—6 раз;
б) для развития выдоха: округлить губы, с силой вытолкнуть воздух.
Контролировать выполнение ладонью (теплая струя воздуха);
в) для языка: поднять язык к передней части нёба с помощью
плоской палочки, подложенной под язык. Кончик языка поднять к нёбу.
Зубы разомкнуть, губы округлить. Удерживать язык в верхнем положении
некоторое время, повторить 8—10 раз.
Требования к развитию речи ребенка
1. Правильно произносить все звуки речи и различать их на слух.
2. Использовать различные части речи точно по смыслу.
3. Использовать в речи точно синонимы, антонимы, существительные
с обобщающим значением.
4. Отвечать на вопросы и задавать их.
5. Самостоятельно передавать содержание литературных текстов.
6. Составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым,
по картинке, по серии сюжетных картинок).
7. Расширять кругозор, развернутые представления ребенка о мире.