«Знать что-либо наизусть – все равно, что не знать ничего; это значит владеть тем, что дано лишь на хранение памяти»
М. Монтень
С целью мотивации деятельности педагогов по осуществлению компетентностного подхода как средства достижения современных целей образования 29 декабря 2022 года в учреждении образования был проведён педагогический совет «Повышение профессиональной компетентности педагогов – основа успешного развития компетенций обучающихся».
В качестве подготовки к педагогическому совету был организован марафон открытых уроков «Современный учитель – компетентный учитель». Педагоги проводили само- и взаимоанализ проведённых учебных занятий с позиции компетентностного подхода, в том числе и занятий в дошкольных группах.
Кроме того, педагоги и учащихся 4-11 классов учреждения образования приняли участие в анкетировании «Уровень сформированности ключевых компетенций».
В рамках заседания учебно-методических объединений были проведены семинары-практикумы «Визуализация учебной информации в современных учебных пособиях как эффективное средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся», «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся»
Педагогический совет прошёл в форме исследования. В ходе работы педагоги актуализировали знания о компетентностном подходе в образовании, рассмотрели причины, по которым введение в образовательный процесс компетентностного подхода является требованием нашего времени.
Затем заместитель директора по основной деятельности Реут М.В. сообщила присутствующим о результатах международных исследований Legatum Prosperity Index и PISA (международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), отметив, что проблема сформированности компетенций учащихся существует и что каждый педагог должен задуматься над тем, как организовать образовательный процесс так, чтобы повысить качество образования через реализацию компетентностного подхода.
Работа в группах позволила участникам педагогического совета установить соответствие вида и содержания образовательных компетенций и обозначить основные отличия компетентностного подхода от традиционного.
Были проанализированы и результаты анкетирования учащихся по оценке уровня сформированности ценностно-смысловой, общекультурной и информационной компетенций.
Затем руководитель УМО учителей-предметников Скрипник Н.Е. остановилась на критериях оценки компетентностного урока. Надежда Евгеньевна отметила, что на заседании УМО были проанализированы открытые уроки, проведённые в рамках марафона «Современный учитель – компетентный учитель».
Заместитель директора обозначила основные блоки компетенций, которыми должен владеть каждый педагог.
А руководитель УМО учителей начальных классов, воспитателей дошкольного образования и учителей-дефектологов Котович И.Ф. рассказала о формировании профессиональной компетентности педагога через самообразовательную деятельность.
Подводя итоги педсовета, Марина Валерьевна отметила, что формирование компетентностей – сложный, целенаправленный процесс. Основу его составляет умение учителя организовывать самостоятельную познавательную деятельность учащихся и грамотно управлять ею.
Немецкий педагог А. Дистервег почти 200 лет назад писал: «Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетия. Однако его следует вести к цели не с завязанными глазами, а зрячим: он должен воспринимать истину не как готовый результат, а должен её открыть. Учитель должен руководить этой экспедицией открытий, следовательно, присутствовать не только в качестве простого рассказчика. Но ученик должен напрягать свои силы, ему ничто не должно доставаться даром. Дается только тому, кто стремится».
Без самостоятельной, осознанной, мотивированной деятельности учащихся не может быть процесса усвоения, урок просто превращается в процесс информирования. Поэтому сегодня мы наблюдаем переориентацию педагога из передатчика знаний в активного организатора образовательного процесса.
Рефлексия была проведена в виде ответов на вопросы. Педагоги отметили, что тема педагогического совета была очень актуальной. В ходе работы участники педагогического совета узнали много нового и полезного, особенно запомнился и понравился им мотивационный этап, проведённый в виде необычной викторины.