Сегодня очень важно вовлекать молодежь в общественно значимую социальную деятельность с целью формирования активной гражданской позиции и получения опыта конструктивного решения социальных проблем. Участие обучающихся в реализации социальных проектов является одной из эффективных форм гражданско-патриотического воспитания.
И социальный проект, и традиционное школьное собрание можно превратить в реальное дело, если предоставить детям возможность проявить инициативу, предоставив необходимые ресурсы, обеспечить педагогическую поддержку.
Огромным педагогическим потенциалом обладает волонтерская деятельность, которая дает возможность проявления ценного образца подростковой взрослости – самостоятельной деятельности на благо другого.
Волонтерство – отличная школа социального становления и адаптации подростков и молодежи, позволяющая раскрыть внутренний положительный потенциал каждого, развивать творческие возможности, формировать лидерские качества, научиться навыкам сотрудничества.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ ОТРЯДА:
Создание условий для социального становления и адаптации подростков через раскрытие внутреннего положительного потенциала каждого (творческих возможностей, лидерских качеств, навыков сотрудничества).
ЗАДАЧИ:
1.Сформировать гражданскую ответственность, содействовать всестороннему развитию личности;
2.Развить социальную активность детей и подростков, расширив сферы внеучебной деятельности и вторичной занятости учащихся;
3.Предоставить возможность для самореализации и развития организаторских качеств подростков посредством участия в планировании и проведении социально – значимых акций и проектов.
НАПРАВЛЕНИЯ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Работа с социально незащищенными группами населения (дети-инвалиды, пожилые и одинокие люди);
- Экологические и трудовые акции;
- Помощь школьной библиотеке «Книжкина больница»;
- Уход за воинскими захоронениями, благоустройство памятников и обелисков.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Учащиеся отдают свое свободное время, оказывают помощь и поддержку пожилым людям. Старики и дети – это самые незащищенные категории, которые больше всего нуждаются в духовной поддержке, милосердии, ласке и внимании. Волонтеры своим участием помогают пожилым людям достойно встретить старость, оказывают поддержку, потому что старики, как и дети, нуждаются в постоянной заботе, сочувствии и внимании.
Отдельно хотелось бы сказать о детях, обучающихся в коррекционных центрах и приюте. Общеизвестно, что для нормального развития ребенка нужна полноценная социальная среда. Поэтому, дети, лишенные необходимого человеческого общения на ранних этапах своего развития, даже не имея проблем физического плана, развиваются с заметным отставанием от своих сверстников, воспитывающихся в семье. Активное участие добровольцев в социальной, психологической и интеллектуальной реабилитации детей позволяет им стать полноценными членами нашего общества.
Быть добрым и отзывчивым - совсем не сложно. Ведь это замечательная возможность проявить человеческие качества: милосердие, заботу о ближнем, сделать что-то хорошее, помочь в чем-то. Все эти качества свойственны в той или иной степени каждому, и именно их наличие делает человека человеком.
Библиотека занимает важное место в организации образовательного процесса учреждения. Поэтому организована помощь школьной библиотеке в виде волонтерской деятельности «Книжкина больница». В век информационных технологий и Интернета, среди нас остаются люди, которые предпочитают запах типографской краски, твердый переплет и желтые страницы настоящей книги. Многие из нас любят держать книгу и листать шуршащие страницы. Но, к сожалению, любимая книга может истрепаться и прийти в негодное состояние. Еженедельная помощь школьному библиотекарю позволяет сохранить книги в целости, а некоторым дать второй шанс, заодно проявив свои творческие способности.
Немаловажным направлением волонтерской деятельности в учреждении является экологическое и трудовое, которое подразумевает участие в экологических и трудовых акциях.
Главная цель экологического воспитания как средства развития детей школьного возраста — формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, окружающей среде, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.
Трудовое же воспитание - это целенаправленный процесс формирования у учащихся сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность.
Уход за воинскими захоронениями, благоустройство памятников и обелисков, поддержание чистоты и порядка, учит детей не только трудолюбию, но и воспитывает патриотические чувства. Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание является очень важным и значимым компонентом в процессе формирования всесторонне развитой гармонической личности: ведь это привитие в человеке нравственных идеалов и чувства любви к Родине, стремление к миру, сознательности и ответственности не только за свою жизнь, но и за судьбы других людей.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- проведение профилактических занятий или тренингов, бесед, диалогов, круглых столов;
- проведение массовых акций, выставок, конкурсов, соревнований, игр;
- сбор и обработка данных.
ЗАПОВЕДИ ОТРЯДА:
1) Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
2) Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
3) Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по действенному отношению и поступкам.
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ОТРЯДЕ:
- Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
- Будь генератором идей!
- Уважай мнение других!
- Критикуешь – предлагай, предлагаешь - выполняй!
- Обещаешь – сделай!
- Не умеешь – научись!
- Будь настойчив в достижении целей!
- Твой образ жизни – пример для подражания.
ВОЛОНТЕРАМИ НАЗЫВАЮТ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ НА БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ОСНОВЕ УЧАВСТВУЮТ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Волонтерство - это вклад в общее дело, развитие культуры, общества, улучшение жизни отдельно взятых людей. Волонтёр ежедневно развивает в себе массу полезных качеств: оттачивает коммуникативные навыки, приобретает новые знания, знакомства, и получает огромный жизненный опыт, применимый не только на пути карьерного роста, но и в личной жизни.
Важно знать, что волонтёром может стать любой человек, вне зависимости от возраста, пола, и рода деятельности.
Как ты можешь помочь: даже час волонтёрского времени может изменить чью-то жизнь! Помогая другим, ты помогаешь себе.
Помните, у добровольца не всегда есть время — у него просто есть сердце.