Цель: формирование у школьников способности выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда.
Задачи:
- сформировать положительное отношение к труду;
- научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
- научить анализировать свои возможности и способности;
- оказывать консультативную помощь родителям в руководстве выбором профессии их детьми
№ п.п. |
Мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный |
Организационные мероприятия |
|||
1. |
Составление плана работы по профориентации |
До 01.09.23 |
Измер О.А. |
2. |
Обновление информационных стендов «Профориентация», «Выпускнику» |
1 раз в четверть |
Измер О.А., Реут М.В. |
3. |
Анализ трудоустройства и поступления в учебные заведения выпускников учреждения образования |
|
|
4. |
Пополнение библиотечного фонда учреждения образования литературой по профориентации |
ежеквартально |
Артименя С.В. Рощеня Л.А. |
5. |
Межведомственное взаимодействие с учебными заведениями Республики Беларусь (УПТО, УССО, УВО), организациями, средствами массовой информации, управлением по труду, занятости и социальной защите |
по согласованию сторон |
Артименя С.В.
|
6. |
Обновление и пополнение рубрик по профориентации на сайте учреждения образования |
ежеквартально |
Измер О.А., Дубина С.И. |
Работа с педагогическими кадрами |
|||
1. |
Организация консультаций для педагогов, классных руководителей по вопросам профориентации |
в течение 2023/2024 учебного года |
Измер О.А. |
2. |
Сотрудничество с управлением по труду, занятости и социальной защите по трудоустройству учащихся в каникулярное время (вторичная занятость) |
|
Артименя С.В. |
Работа с родителями |
|||
1. |
Проведение классных родительских собраний «Мир профессий, или какую дверь открыть?», «Думаем вместе: рейтинг самых востребованных профессий» |
в течение 2023/2024 учебного года |
Классные руководители |
2. |
Консультирование родителей по вопросам выбора профессии: беседы с родителями о формировании у детей представлений о мире профессий; информационно-просветительская работа с родителями, включая родительские собрания, консультации |
в течение 2023/2024 учебного года |
Измер О.А., Гуринович Е.А. |
3. |
Организация для родителей встреч со специалистами организаций района |
по согласованию сторон |
Артименя С.В., Измер О.А. |
4. |
Подготовка рекомендаций для родителей по вопросам профорентации
|
ежегодно |
Гуринович Е.А. |
Работа с обучающимися |
|||
1. |
Дошкольное образование: сюжетно-ролевые игры: «Спасатели», «Скорая помощь», «Магазин»; дидактическая игра «Мир профессий»; экскурсии в организации; викторина «Что я знаю о профессиях»; конкурсы рисунков: «Все профессии важны, все профессии нужны»; беседы о важности и значимости различных профессий; загадки о профессиях; изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм |
в течение 2023/2024 учебного года |
Воспитатели дошкольных групп |
2. |
I ступень обучения (1-4 классы): игра-путешествие «Дорога в страну профессий»; дидактическая игра «Калейдоскоп профессий»; беседы о профессии; викторина «Что я знаю о профессиях?»; просмотр и обсуждение мультфильмов о профессиях (компания «Парамульт»); конкурсы рисунков «Радуга профессий»; изучение литературы; экскурсии в организации; трудовые акции: «Благоустроим свой двор», «Мое рабочее место»; занятия в объединениях по интересам, секциях |
в течение 2023/2024 учебного года |
Классные руководители 1-4 классов |
3. |
II ступень обучения (5-7 классы): анкетирование: «Кем я хочу быть?»; профориентационные игры: «Угадай профессию»; «Заглянем в будущее»; «Защита профессий»; беседы, просмотр видеофильмов о профессиях; экскурсии в организации; конкурсы: рисунков «Замечательная профессия»; сочинений «Моя будущая профессия»; фестиваль профессий «Все работы хороши – выбирай на вкус!»; ярмарка «Город мастеров»; родительские мастер-классы по профессиям; творческие конкурсы профессионально-практической направленности, в том числе для детей с художественно-эстетическими, техническими и другими способностями; ведение электронной «Профкарты»; работа обучающегося с личным образовательным портфолио достижений; работа с электронными образовательными ресурсами |
в течение 2023/2024 учебного года |
Классные руководители 5-7 классов |
4. |
III ступень обучения (8-9 классы): диагностика определения профессиональной направленности, интересов, склонностей; конкурсы: эссе, сочинений «Профессии моей семьи»; презентаций профессий «Моя будущая профессия»; экскурсии в организации; использование профориентационного потенциала различных учебных предметов (установление и реализация взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой); знакомство с электронным каталогом профессий и специальностей, электронными справочниками «Куда поступать?», «Абитуриент»; продолжение ведения электронной «Профкарты учащегося»; факультативное занятие «Профессия моей мечты»; групповые и индивидуальные консультации, в том числе онлайн-консультирование; тренинги, профориентационные игры и упражнения; мастер-классы, профессиональные пробы; Дни профессий совместно с работодателями (День строителя, День машиностроителя, День работника сельского хозяйства и др.); знакомство с опытом успешных профессионалов в различных отраслях; творческие конкурсы профессионально-практической направленности, в том числе для детей с инженерно-техническими и художественно-эстетическими способностями; профильные смены профориентационной направленности в летних оздоровительных лагерях; работа обучающегося с личным образовательным портфолио достижений |
в течение 2023/2024 учебного года |
Классные руководители 8-9 классов |
5. |
IV ступень обучения (10-11 классы) Онлайн-анкетирование «Изучение профессиональных намерений учащихся выпускных классов»; тематическая неделя «Дороги, которые мы выбираем»; профдиагностика «Оценка профессиональной направленности личности учащегося»; профконсультирование: индивидуальное и групповое; конкурсы: компьютерных презентаций: «Иллюстрации к профессии…»; профориентационных проектов «Учреждения профессионального образования на карте нашего города»; фестиваль профессий; знакомство с «образовательной картой» города, района; открытые диалоги, дискуссии с представителями различных профессий; использование профориентационного потенциала профильных учебных предметов; проектно-исследовательская деятельность учащихся (включая исследование областей профессиональной деятельности); знакомство с опытом успешных профессионалов в различных отраслях («профмитапы», мастер-классы, экскурсии на предприятия, беседы, лекции, реализация проектов под руководством профессионалов и др.); работа с информационно-справочной, учебной и развивающей литературой, а также с сетевыми ресурсами (интернет-порталами, поисковыми системами); участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических и теоретических конференциях; работа обучающегося с личной образовательно-профессиональной траекторией |
в течение 2023/2024 учебного года |
Классные руководители 10-11 классов |
6. |
Участие в районном смотре-конкурсе детских рисунков «Мое будущее – безопасность труда моих родителей» |
апрель-май |
Измер О.А. |
7. |
Организация встреч с представителями учебных заведений Республики Беларусь (УПТО, УССО, УВО) |
по согласованию сторон |
Артименя С.В., Измер О.А. |
8. |
Посещение дней отрытых дверей в учебных заведениях Республики Беларусь (УПТО, УССО, УВО) |
по согласованию сторон |
Артименя С.В., Измер О.А. |
9. |
Организация встреч с представителями трудовых коллективов района |
по согласованию сторон |
Артименя С.В., Измер О.А. |
10. |
Организация экскурсий в организации района |
по согласованию сторон |
Артименя С.В., Измер О.А. |