1-4 класс
Психологические особенности возраста
К началу учебы в школе начинает формироваться так называемое словесно-логическое мышление, которое предполагает умение оперировать словами, понимать логику рассуждений, уметь аргументировать свою точку зрения. При планировании профориентационных занятий необходимо учитывать особенности и включать различные модификации существующих психологических игр.
Учащиеся 2–4-го классов уже могут не просто назвать предмет, но и описать, из каких частей он состоит, описать его функции и роль в жизни людей. К 3–4-му классам учащиеся уже должны: уметь выделять иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями. В старших классах начальной школы дети все больше осознают и формулируют нормы поведения (а в первом классе они лишь могли сослаться на установленные взрослыми нормы). К 3-му классу (в связи с изменением внутренней позиции) возрастает количество негативных самооценок, поэтому важно формировать умение объективно оценивать свои собственные силы, возможности, выделять и опираться на свои позитивные качества. Также в этом возрасте мотив “хочу” меняется на мотив “надо”.
Задачи
- знакомство с миром профессий
- формирование первоначального интереса к каким-либо профессиям
- формирование нравственных основ выбора профессии
- развитие потребности в общественно-полезном труде
овладение воспитанниками доступными видами труда по разным профессиям
Формы работы
- Классные часы, беседы о профессиях.
- Тренинговые тематические занятия.
- Конкурсы рисунков
- Экскурсии
- Игры-викторины
- Встречи с людьми разных профессий
5-8 класс
Психологические особенности возраста
В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям.
Подражание внешним формам поведения взрослых приводит к тому, что мальчики-подростки ориентируются на романтические профессии “настоящих мужчин”: летчик-испытатель, космонавт, автогонщик и др.
Девочки начинают ориентироваться на профессии “настоящих женщин”: топ-модель, эстрадная певица, телеведущая и др.
Ориентация на романтические профессии складывается под влиянием средств массовой информации, стремления подростков к самовыражению, самоутверждению.
Дифференцированное отношение к разным учебным предметам, занятия в кружках художественного и технического творчества формируют у подростков учебно-профессиональные намерения и профессионально ориентированные мечты.
Образцы желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального самоопределения.
Задачи
- изучение и осознание личностных особенностей, интересов и
склонностей;
- получение подробной информации об учебных заведениях и различных
профессиях;
- получение информации о правилах выбора профессии;
- знакомство с четырехъярусной классификацией профессий;
- знакомство с типами обстоятельств (факторами), которые необходимо
учитывать при выборе профессии;
- анализ типичных ошибок и затруднений при выборе профессии.
Формы работы
1. Классные часы: беседы о профессиях.
2. Тренинговые тематические занятия.
3. Неделя профориентации (игры, конкурсы, родительские
собрания, театрализованные выступления, выпуск тематических газет ).
4. Целевые экскурсии на предприятия района.
5. Районные и школьные предметные олимпиады.
6. Участие в общешкольных предметных неделях.
7. Дополнительное образование.
8. Районные конкурсы с целью развития творческих способностей
учащихся.
9. Участие в спортивных мероприятиях и конкурсах;
- Конкурсы рисунков и сочинений.
9-11 класс
Психологические особенности возраста
Важнейшая задача этого возраста — выбор профессии. Но окончательный психологически обоснованный выбор профессии старшеклассник еще сделать не может. Неудовлетворенность реально наступившим будущим стимулирует развитие рефлексии — осознания собственного “Я” (кто я? каковы мои способности? каков мой жизненный идеал? кем я хочу стать?).Психологически более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, которые получают среднее (полное) общее образование. Психологически устремленные в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни прежде всего будут зависеть от правильного выбора профессии.
На основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии и ее содержания, а также социально-экономической ситуации девушки и юноши, прежде всего самоопределяются относительно путей получения профессионального образования и резервных вариантов приобщения к профессиональному труду.
Для старших подростков и для девушек и юношей актуальным является учебно-профессиональное самоопределение — осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.
Задачи
- осознание желаний и соотнесение их со своим будущим;
соподчинение целей;
- разработка способов и путей их достижения;
- осознание своей жизненной позиции;
- развитие уверенности, формирование своих взглядов, адекватной
самооценки;
- осознание своего внутреннего состояния, повышение
способности к преодолению внутренних и внешних препятствий, осознание и положительное ожидание будущего;
- выработка навыков анализа условий для достижения целей,
критериев успешности, способности сопоставления промежуточных результатов с ожидаемыми результатами достижения цели.
Формы работы
- Целевые встречи со специалистами средних и высших учебных
заведений.
- Сотрудничество с отделом занятости: летнее трудоустройство
подростков.
- Встречи с людьми востребованных профессий
- Классные часы: беседы о профессиях.
- Тренинговые тематические занятия.
- Неделя по профориентации: игры, конкурсы, родительские
собрания, выпуск тематических газет.
- Конкурс сочинений “Моя будущая профессия”.
- Целевые экскурсии на предприятия района.
- Проведение обзоров научно-популярной и художественной
литературы по вопросам профориентации.