Государственное учреждение образования "Тальская средняя школа имени И.А.Муравейко" Любанский район Минская область

Основные направления профориентационной работы на каждом возрастном этапе

1-4 класс

 

Психологические особенности возраста

К началу учебы в школе начинает формироваться так называемое словесно-логическое мышление, которое предполагает умение оперировать словами, понимать логику рассуждений, уметь аргументировать свою точку зрения. При планировании профориентационных занятий необходимо учитывать особенности и включать различные модификации существующих психологических игр.

Учащиеся 2–4-го классов уже могут не просто назвать предмет, но и описать, из каких частей он состоит, описать его функции и роль в жизни людей. К 3–4-му классам учащиеся уже должны: уметь выделять иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями. В старших классах начальной школы дети все больше осознают и формулируют нормы поведения (а в первом классе они лишь могли сослаться на установленные взрослыми нормы). К 3-му классу (в связи с изменением внутренней позиции) возрастает количество негативных самооценок, поэтому важно формировать умение объективно оценивать свои собственные силы, возможности, выделять и опираться на свои позитивные качества. Также в этом возрасте мотив “хочу” меняется на мотив “надо”.

Задачи

  • знакомство с миром профессий
  • формирование первоначального интереса к каким-либо профессиям
  • формирование нравственных основ выбора профессии
  • развитие потребности в общественно-полезном труде

овладение воспитанниками доступными видами труда по разным профессиям

Формы работы

  1. Классные часы, беседы о профессиях.
  2. Тренинговые тематические занятия.
  3. Конкурсы рисунков
  4. Экскурсии
  5. Игры-викторины
  6. Встречи с людьми разных профессий

5-8 класс

Психологические особенности возраста

В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям.

Подражание внешним формам поведения взрослых приводит к тому, что мальчики-подростки ориентируются на романтические профессии “настоящих мужчин”: летчик-испытатель, космонавт, автогонщик и др.

Девочки начинают ориентироваться на профессии “настоящих женщин”: топ-модель, эстрадная певица, телеведущая и др.

Ориентация на романтические профессии складывается под влиянием средств массовой информации, стремления подростков к самовыражению, самоутверждению.

Дифференцированное отношение к разным учебным предметам, занятия в кружках художественного и технического творчества формируют у подростков учебно-профессиональные намерения и профессионально ориентированные мечты.

Образцы желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального самоопределения.

Задачи

  • изучение и осознание личностных особенностей, интересов и

склонностей;

  • получение подробной информации об учебных заведениях и различных

профессиях;

  • получение информации о правилах выбора профессии;
  • знакомство с четырехъярусной классификацией профессий;
  • знакомство с типами обстоятельств (факторами), которые необходимо

учитывать при выборе профессии;

  • анализ типичных ошибок и затруднений при выборе профессии.

Формы работы

1.  Классные часы: беседы о профессиях.

2.  Тренинговые тематические занятия.

3.  Неделя профориентации (игры, конкурсы, родительские

собрания, театрализованные выступления, выпуск тематических газет ).

4.  Целевые экскурсии на предприятия района.

5.  Районные и школьные предметные олимпиады.

6.  Участие в общешкольных предметных неделях.

7.  Дополнительное образование.

8.  Районные конкурсы с целью развития творческих способностей

учащихся.

9.  Участие в спортивных мероприятиях и конкурсах;

  1. Конкурсы рисунков и сочинений.

 

9-11 класс

Психологические особенности возраста

Важнейшая задача этого возраста — выбор профессии. Но окончательный психологически обоснованный выбор профессии старшеклассник еще сделать не может. Неудовлетворенность реально наступившим будущим стимулирует развитие рефлексии — осознания собственного “Я” (кто я? каковы мои способности? каков мой жизненный идеал? кем я хочу стать?).Психологически более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, которые получают среднее (полное) общее образование. Психологически устремленные в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни прежде всего будут зависеть от правильного выбора профессии.

На основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии и ее содержания, а также социально-экономической ситуации девушки и юноши, прежде всего самоопределяются относительно путей получения профессионального образования и резервных вариантов приобщения к профессиональному труду.

Для старших подростков и для девушек и юношей актуальным является учебно-профессиональное самоопределение — осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.

 

Задачи

  • осознание желаний и соотнесение их со своим будущим;

соподчинение целей;

  • разработка способов и путей их достижения;
  • осознание своей жизненной позиции;
  • развитие уверенности, формирование своих взглядов, адекватной

самооценки;

  • осознание своего внутреннего состояния, повышение

способности к преодолению внутренних и внешних препятствий, осознание и положительное ожидание будущего;

  • выработка навыков анализа условий для достижения целей,

критериев успешности, способности сопоставления промежуточных результатов с ожидаемыми результатами достижения цели.

Формы работы

  1. Целевые встречи со специалистами средних и высших учебных

заведений.

  1. Сотрудничество с отделом занятости: летнее трудоустройство

подростков.

  1. Встречи с людьми востребованных профессий
  2. Классные часы: беседы о профессиях.
  3. Тренинговые тематические занятия.
  4. Неделя по профориентации: игры, конкурсы, родительские

собрания, выпуск тематических газет.

  1. Конкурс сочинений “Моя будущая профессия”.
  2. Целевые экскурсии на предприятия района.
  3. Проведение обзоров научно-популярной и художественной

литературы по вопросам профориентации.

© 2024 Государственное учреждение образования "Тальская средняя школа имени И.А.Муравейко" Домен зарегистрирован 27.05.2020. Регистационный номер в БЕЛГИЭ 167352